Как детям возвращали радости детства
Почему маленькие свердловчане с ограниченными физическими возможностями лишены многих радостей детства, что мешает вернуть им эти радости и как это можно сделать? Эти вопросы стали основными на итоговом круглом столе в рамках проекта по организации инклюзивного обучения в Свердловске, который состоялся 25 декабря Все началось в мае, с городского конкурса проектов. Была задана тема – реабилитация детей с инвалидностью и предложен месяц на подготовку проекта. Общественная организация «Жизнь без барьеров» взялась за работу: собрали информацию – что сейчас актуально и чем можно помочь, разработали концепцию и успешно защитили ее на конкурсном комитете. Так проект «Создание модели социального партнерства в сфере реабилитации детей с особенными потребностями на пути организации инклюзивного обучения в г. Свердловске и районе» победил. Организация «Жизнь без барьеров» получила финансирование на его реализацию.Хотя проект и был рассчитан на 5,5 месяца руководитель проекта Григорий Калашников и его ассистент Оксана Сорокина поставили перед собой шесть, достаточно амбициозных задач. Почему амбициозных, стало понятно уже во время реализации первой – казалось бы, простой – информирования населения о проблеме. Оказалось, основная масса свердловчан не знает ни что такое инклюзивное обучение, ни кому оно нужно, ни сколько в нашем городе таких детей. И не так-то просто было эту информацию до них донести. – В этом деле здорово помогли наши «Лугарі», – отмечает Григорий Калашников. – Я даже не ожидал, что их поддержка будет такой мощной, что ребята по-настоящему загорятся этой идей, и очень им благодарен еще и за то, что они не собираются останавливаться на достигнутом. В частности, по их инициативе четвертого января запланирован новогодний утренник для детей с ограниченными возможностями…Дальше – больше. Когда психолог А. Гончарова в рамках проекта начала проводить индивидуальные занятия с детьми и их родителями, выяснилось, что нередко именно родители неосознанно тормозят развитие своего ребенка. Выбирают для него домашнее обучение, которое не всегда, к сожалению, может быть качественным, лишая его тем самым возможности самому изменить свое будущее. Виной всему стереотип: в обычной школе рядом со здоровыми детьми к ребенку будут особенное отношение, ему будет там тяжело психологически. Точка. Так что плотное и продуктивное сотрудничество с волонтерами само собой стало еще и отличным примером прямо противоположного эффекта: ребята отлично поладили, более того, подружились! При этом и одни, и вторые, чувствовали себя отлично.Выполнение еще четырех задач прошло гладко: дети-инвалиды стали посещать творческие кружки ЦДЮТ «Мрія», их родители объединились в клуб взаимопомощи, руководитель проекта выступил с докладом об инклюзивном обучении на конференции учителей в августе 2012 года и подготовил подробный отчет о проекте. Удалось добиться определенных успехов, но осталось еще и масса проблем. – Даже если сейчас создать все-все-все условия для внедрения инклюзивного обучения – все равно, ажиотажа не будет, – уверен Григорий. – Потому что останутся проблемы с тем же транспортом – как доставить ребенка в школу, если нет машины, а на улице такие погодные условия, что и здоровым тяжело…Из-за погоды, опять-таки, не все желающие дети смогли посещать кружки. Социальное такси не выручило: сумма, выделенная на его услуги, в этом году уже израсходована, а если за свой счет – примерно 150 гривен без ожидания в одну сторону. Задали родители представителям городской власти – и те, и другие присутствовали на круглом столе – и вопрос по городскому реабилитационному центру для их детей. К сожалению, и здесь пока никаких надежда: зам. городского головы по социальным вопросам Н. Исаева рассказала, что они уже и за опытом ездили в Алчевск, но главная проблема – финансирование – остается. И, конечно же, всем без исключения родителям хотелось бы, чтобы проект продлили. Почувствовали, оценили и – привыкли. Как и ко всему хорошему. 248 детей-инвалидов школьного возраста проживает в Свердловске и районе, из них 80 не может реализовать свое право на инклюзивное образование 5,5 месяцев продолжался проект 187 обращений граждан в проект 48 предоставлено консультаций психолога 53 предоставлено консультаций логопеда 24 ребенка воспользовались услугами проекта 11 детей занимались в творческих кружках
Светлана БАРЫКИНА, газета "Восточный экспресс"
|