Инклюзивное образование в
Свердловске: проблемы, поиски, решения
Не так давно будущее большинства людей, родившихся не
такими, как все, было предсказуемо: детдом или интернат, если от них отказались
родители. Или жизнь дома, в четырех стенах. Мама любит свое чадо любым:
больным, здоровым, с увечьем или умственной отсталостью, но с этой любовью
соседствуют стыд оттого, что ребенок отличается от сверстников, страх, что его
обидят, не поймут, не примут. Но оберегать его от всего мира неправильно и
недальновидно. Вот одна из проблем на пути внедрения инклюзивного обучения.
Инвалидность сегодня является не только медицинской, но и одной из самых
серьезных социальных проблем. Нарушение функционирования организма
значительно ухудшает качество жизни, изменяя положение человека в обществе,
ограничивает его в выборе профессии, а нередко приводит к исключению из
социума. Поэтому ребенок, который не имеет возможности полноценно
развиваться наравне со своими сверстниками получает немного шансов на социализацию. Получается,
детей, растущих в изоляции от общества, к социальной смерти - лишению шанса
войти в жизнь на равных с остальными - приговаривают самые близкие и родные
люди. Хорошо, что в последние несколько лет все больше родителей принимают иное
решение: сделать все, чтобы ребенок рос среди ровесников и учился в меру своих
возможностей.
Так что же
это такое – инклюзивное обучение?
Когда речь идет об обучении детей с
инвалидностью в общеобразовательных
школах, используют два термина: «интеграция» и «инклюзия». В чем разница? Интеграция предполагает, что ребенок
должен адаптироваться к образовательной системе. Инклюзия – адаптацию системы к потребностям ребенка. При интеграции ребенок с особенностями в
развитии должен выносить школьные нагрузки наравне со всеми. Если он не
справляется, то уходит, школьная система при этом не меняется. Инклюзия – более гибкая система. Она
основана на том, что все дети разные, что они не должны отвечать нашим
требованиям и стандартам, но при этом все могут учиться. Это значит, что школа
должна быть предназначена для обучения любого ребенка: кому-то понадобится
отдельная образовательная программа, кому-то – пандус или лифт в здании школы.
Мы привыкли, что если ребенок не может ходить на физкультуру, то его
освобождают. Инклюзия утверждает, что физкультуру надо приспособить под
ребенка. В школе должен быть преподаватель адаптивной физкультуры. И когда все
бегут стометровку, ребенок с инвалидностью, допустим, играет в мяч на той же
площадке, что и остальные. Читайте продолжение выше.
|